Доступная среда
Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МБДОУ функционируют 14 групп общеразвивающей направленности. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.
Нормативные акты международного и федерального значения
Конституция Российской Федерации
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 29.07.2017)
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
Инструкция по оказанию услуг инвалидам и лицам с ОВЗ
Нормативные акты местного самоуправления
Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 71 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016-2020 годы»
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 33 разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для категорий инвалидов с нарушением слуха.
Территория МБДОУ № 33 соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям
Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории соответствует Паспорту доступности
1 |
Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте |
2 |
Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи посетителям |
В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.
Инструктирование персонала
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Работники МБДОУ № 33 прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное образование».
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинет педагога-психолога оборудован техническими средствами обучения:
- интерактивная песочница –
Вниманию родителей!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
- Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)
Организация доступности объекта для инвалидов
№ |
Категории инвалидов |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания) |
Все категории инвалидов и МГН, в том числе инвалиды: |
||
1 |
передвигающиеся на креслах-колясках |
ДУ |
2 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Б |
3 |
с нарушениями зрения |
ДУ |
4 |
с нарушениями слуха |
ДУ |
5 |
с нарушениями умственного развития |
ДУ |
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
№ |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, |
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
ДП-И (К,О,Г,У) |
2 |
Вход (входы) в здание |
ДП-И (О,Г,У) |
3 |
Путь (пути) движения внутри здания, пути эвакуации |
ДП-И (О,Г,У) |
4 |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
ДП-И (О,Г,У) |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
ДЧ-И (О,Г,У) |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
ДЧ-В |
7 |
Пути движения к объекту (от остановки городского пассажирского транспорта) |
В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе использующие кресла-коляски
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (от 60 лет)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Цель современного образования – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает:
- дошкольное воспитание
- внешкольное образование
- среднее общее образование
- среднее профессиональное образование
- высшее профессиональное образование
Им предоставляется возможность посещать ДОУ общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Обеспечение в образовательной организации условий доступности, позволяющей инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими.
Дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации. |
Используются специальные знаки контрастная лента для маркировки ступеней (предназначены для обеспечения безопасного движения людей с ограниченной функцией зрения - слабовидящими). |
Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными шрифтом Брайля |
Вывеска с информацией о названии учреждения и его адресе, продублированной шрифтом Брайля. |
Возможность предоставления инвалидам по слуху/зрению сурдопереводчика/тифлосурдопереводчика |
По предварительной договоренности возможно предоставление инвалидам по зрению/слуху сурдопереводчика/тифлосурдопереводчика Учитель логопед Мовсесян Евгения Сергеевна |
Наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для инвалидов по зрению |
Официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения. |
Наличие возможности предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому |
В настоящее время данная возможность отсутствует. |
Иные возможности |
- |
В детском саду имеются кабинеты для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми:
-Кабинет учителя-логопеда
-Кабинет педагога-психолога.
В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для развития и оздоровления воспитанников созданы следующие условия:
-Физкультурные залы
-Музыкальные залы
-LEGO-студия
-Групповые помещения
В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- библиотека не предусмотрена
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта находящиеся в ДОУ.
1. Физкультурные залы.
Оборудование физкультурного зала составляют:
- гимнастическая стенка;
- гимнастическая доска;
- гимнастические скамейки-4 штуки;
- стойки и планки для прыжков;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
- спортивные тренажеры;
- щит баскетбольный-3 шт.
- мячи -фитболы;
- гимнастические мячи;
- обручи;
- дуги для подлезания;
- бату-2 шт.;
- степ-платформы;
- мягкие модули;
- переносное оборудование (горка-скат, лестницы);
- дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.).
2. Спортивные площадки
- спортивный комплекс;
- беговая дорожка;
- нетрадиционное выносное оборудование (мешочки, бутылки с песком, гири, метелочки, веревочки).
3. 14 прогулочных площадок, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения НОД по физкультуре.
В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания ДОУ
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Оборудование территории, прилегающей к образовательной организации, и ее помещений с учетом доступности инвалидов
Вход в здание |
Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала. Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан осуществляется с помощью персонала. |
Наличие пандуса /подъемными механизмами |
При входе на территорию учреждения имеется пандус. |
Наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов |
На территории учреждения парковки транспортных средств нет (в целях безопасности). Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится перед территорией учреждения. |
Наличие адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проёмов |
Имеется |
Наличие сменных кресел -колясок. |
В детском саду имеется кресло- коляска. |
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации. |
В МБДОУ «Детский сад № 33» оборудован отдельный туалет для персонала и посетителей на 1 этаже.
|
Специальные условия питания
Питание в детском саду является полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворяющим физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.
В нашем детском саду контроль за организацией питания детей осуществляет заведующий детского учреждения, старшим воспитателем и медицинский персонал.
Мы учитываем основные принципы рациональной организации питания:
- строгое соблюдение времени и интервалов между кормлением. Завтрак и ужин должны продолжаться 15-20 минут, полдник 10-15 минут, обед 20-25 минут.
- количество приемов пищи в день должно быть равно: дети старше 4 лет-4 раза в день, последний прием пищи – не позднее, чем за 2 часа до сна;
- правильноеколичественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы;
- введение в меню на полдник кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;
- обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами;
соблюдение условий приема пищи и правил поведения детей во время еды.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы, огромное внимание уделяется психоэмоциональному состоянию детей. Существуют основные направления оздоровительной работы:
1. Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
2. Организация питания;
3. Обеспечение психологической безопасности детей вовремя их пребывания в детском саду;
4. Организация лечебно-профилактической работы с детьми;
5. Физическое воспитание детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня:
- утренняя гимнастика с использованием элементов дыхательной гимнастики Е. Стрельниковой под контролем врача и оздоровительный бег по системе Ю. Ф. Змановского;
- комплекс пищеварительной гимнастики перед каждым приемом пищи, способствует лучшему усвоению пищи;
- остеопатическая гимнастика после сна проводится с целью предупреждения нарушения осанки;
- комплекс для коррекции осанки;
- физкультминутки, глазная гимнастика – проводится для улучшения работы мозга и укрепления глазных мышц;
- подвижные игры, - рассматриваются как универсальное средство развития двигательных и психических способностей детей;
- прогулки повышенной двигательной активности, физические упражнения на прогулке, способствуют двигательной активности детей и как закаливающее мероприятие;
- занятия в плавательном бассейне, оказывают благотворное и релаксирующее влияние на организм.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 33» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Количество компьюторов в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 16 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляется провайдером «Интерра».
Разработан и действует сайт МБДОУ № 33 (mbdou33rostov.ru).
Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих.
Ресурсы сети интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам в детских садах не предусмотрен.
Основными задачами использования электронных образовательных ресурсов при реализации программ является – оптимизация педагогического процесса, повышение познавательной активности и интереса у воспитанников. Интерактивная доска для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Функцией электронных образовательных ресурсов является обеспечение интерактивности процесса воспитания, развития детей дошкольного возраста, а также развития предпосылок учебной деятельности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ «Детском саду №33» имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
Кабинет учителя- логопеда содержит:
- материалы и игры по темам
- зеркала с лампой дополнительного оснащения
- комплект зондов для постановки звуков
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
- мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Отсутствует
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует
Фото отчет о наличии доступной образовательной среды для детей с ОВЗ
Просмотров: 1797