📚 Развитие навыков работы с текстом у дошкольников

Рудченко Ольги Александровны
Воспитатель группы «Смешарики»

📌 Как научить ребёнка понимать текст

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. Как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно?

«Прочитай еще раз, но внимательнее» — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливают смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

🎮 Задания для детей

1. Прочитай и перескажи рассказ «Как Вася ловил рыбу»:

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:
— Мама, я с тобой пойду!
Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.
Барахтается, кричит:
— Рыбку поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:
— Где же твоя рыбка?
Разжал Вася кулак, а там нет ничего!
Смеётся мама:
— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?

Задания:

  • 1. Перескажи историю своими словами.
  • 2. Обсуди, почему Вася не смог поймать рыбку и как бы ты поступил на его месте.
  • 3. Придумай свой финал: что бы произошло, если бы Вася не полез в воду?
  • 4. Нарисуй сцену: момент, когда Вася падает в реку.
  • 5. Объясни мамины слова: «Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?»

💡 Как научить запоминать и пересказывать

Пять простых шагов еженедельной тренировки:

  • 1. Выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков и подзаголовков, чтобы получить общее представление.
  • 2. Осмысленно прочитать (ознакомительное чтение).
  • 3. Обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение).
  • 4. Перечитать текст с установкой на запоминание.
  • 5. Пересказать.

Приёмы работы с текстом:

  • • Составить максимально короткий план текста, опустив мелкие детали.
  • • Пересказать текст от имени одного из героев.
  • • Сделать инсценировку, используя игрушки или нарисованных персонажей.
  • • Завести читательский дневник: отмечать имена героев, основную мысль, яркие моменты.

⚠️ Как ругать ребенка правильно

1. Сначала предупредите: «Сейчас я буду ругаться», чтобы ребенок понял, что вы не в шутку.

2. Используйте ритуальные слова: вместо «Уши оборву» скажите: «Ах ты, трикапулька басюлька!».

3. Говорите о себе, а не о ребенке: «Мне не нравится, когда ты бросаешь игрушки» вместо «Ты балбес!».

4. Рычите или стучите половником: это поможет выпустить пар без травм.

5. Используйте пантомиму: покажите злость без слов.

6. Ругайтесь шепотом: это снижает напряжение.

7. Уйдите в другую комнату: выскажите всё дивану.

8. Делайте это из-за любви: помните, что злость — не способ воспитания.

📄 Рекомендации родителям

Работа с деформированным текстом: распечатайте текст и разрежьте его на части. Задание — соединить кусочки по смыслу.

Сокращение текста: вычеркните ненужные слова, сохранив смысл.

Цепочка ключевых слов: составьте слова, которые связывают текст воедино.

Составление нового рассказа: используйте ключевые слова для создания истории.

Восстановление пропущенных слов: распечатайте текст с пропусками и попросите ребёнка заполнить их.

Дополнение предложений: подчеркните короткие предложения и предложите развить их.

📊 Анкета для родителей

1. Ваше участие в жизни детского сада:

2. Какие виды деятельности вашего ребёнка вы поддерживаете:

🧠 Развитие аналитических навыков

Хотите воспитать внимательного читателя, который видит глубокий смысл?

  • 1. Определить тему и основную идею текста.
  • 2. Составить план, раскадровку или комикс по тексту.
  • 3. Составить цепочку тезисов: самые важные факты и события.
  • 4. Задавать заковыристые вопросы по тексту, на которые нельзя ответить однозначно.

👨‍👩‍👧 Советы родителям

1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел: пусть выполняет доступные ему задания.

2. Поощряйте инициативу: поддерживайте лидерские качества, но учите уважать других.

3. Не перехваливайте: поощряйте ребенка, когда он этого заслуживает.

4. Не провоцируйте ссоры: обращайте внимание на недружелюбные взгляды или обиды.

5. Не всегда вмешивайтесь в ссоры: дети учатся находить общий язык. Если один побеждает постоянно — вмешайтесь.

📜 Цитата педагога

«Это не просто профессия, это состояние души. Профессия педагога заставляет двигаться вперёд, искать новое, окунаться в мир детства. На мои плечи ложится ответственность: воспитывать умного, доброго, чуткого человека. Я забываю свои заботы, чтобы «раствориться» в детском мире. Для этого я должна быть терпеливой, доброй, эрудированной и готовой к диалогу с детьми. Их чистая любовь к добру и справедливости — главный мотиватор для меня».

📎 Дополнительные материалы

Тема «Любимые сказки»:

  • Формировать интерес к художественным произведениям.
  • Учить внимательно слушать, вступать в беседу по содержанию.
  • Следить за развитием действия, сопереживать героям.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.

⚠️ Опасности вокруг нас

Задачи:

  • Формировать представления об опасных предметах.
  • Обогащать опыт безопасного использования предметов.
  • Познакомить с правилами поведения дома и в детском саду.
  • Закреплять знания о безопасности.
  • Воспитывать привычку соблюдать правила.

🎓 Образование воспитателя

  • Средне-специальное: Профессионально-технический колледж №2, специальность «Оператор ЭВМ».
  • Дополнительное образование: Донской педагогический колледж, диплом о профессиональной переподготовке «Воспитатель детей раннего и дошкольного возраста», 30.04.2017 г.
  • Повышение квалификации: «ФГОС в дошкольном образовании», 24.12.2018 г.
  • Повышение квалификации: «Содержание и технологии деятельности педагога», 14.09.2023 г.

Совет: Все рекомендации, задания и документы соответствуют ФГОС и СанПиН. За дополнительными материалами обращайтесь к администрации детского сада.