📚 Развитие навыков работы с текстом у дошкольников

Рудченко Ольги Александровны
Воспитатель группы «Смешарики»
📌 Как научить ребёнка понимать текст
Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. Как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно?
«Прочитай еще раз, но внимательнее» — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливают смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
🎮 Задания для детей
1. Прочитай и перескажи рассказ «Как Вася ловил рыбу»:
Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:
— Мама, я с тобой пойду!
Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.
Барахтается, кричит:
— Рыбку поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:
— Где же твоя рыбка?
Разжал Вася кулак, а там нет ничего!
Смеётся мама:
— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?
Задания:
- 1. Перескажи историю своими словами.
- 2. Обсуди, почему Вася не смог поймать рыбку и как бы ты поступил на его месте.
- 3. Придумай свой финал: что бы произошло, если бы Вася не полез в воду?
- 4. Нарисуй сцену: момент, когда Вася падает в реку.
- 5. Объясни мамины слова: «Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?»
💡 Как научить запоминать и пересказывать
Пять простых шагов еженедельной тренировки:
- 1. Выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков и подзаголовков, чтобы получить общее представление.
- 2. Осмысленно прочитать (ознакомительное чтение).
- 3. Обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение).
- 4. Перечитать текст с установкой на запоминание.
- 5. Пересказать.
Приёмы работы с текстом:
- • Составить максимально короткий план текста, опустив мелкие детали.
- • Пересказать текст от имени одного из героев.
- • Сделать инсценировку, используя игрушки или нарисованных персонажей.
- • Завести читательский дневник: отмечать имена героев, основную мысль, яркие моменты.
⚠️ Как ругать ребенка правильно
1. Сначала предупредите: «Сейчас я буду ругаться», чтобы ребенок понял, что вы не в шутку.
2. Используйте ритуальные слова: вместо «Уши оборву» скажите: «Ах ты, трикапулька басюлька!».
3. Говорите о себе, а не о ребенке: «Мне не нравится, когда ты бросаешь игрушки» вместо «Ты балбес!».
4. Рычите или стучите половником: это поможет выпустить пар без травм.
5. Используйте пантомиму: покажите злость без слов.
6. Ругайтесь шепотом: это снижает напряжение.
7. Уйдите в другую комнату: выскажите всё дивану.
8. Делайте это из-за любви: помните, что злость — не способ воспитания.
📄 Рекомендации родителям
Работа с деформированным текстом: распечатайте текст и разрежьте его на части. Задание — соединить кусочки по смыслу.
Сокращение текста: вычеркните ненужные слова, сохранив смысл.
Цепочка ключевых слов: составьте слова, которые связывают текст воедино.
Составление нового рассказа: используйте ключевые слова для создания истории.
Восстановление пропущенных слов: распечатайте текст с пропусками и попросите ребёнка заполнить их.
Дополнение предложений: подчеркните короткие предложения и предложите развить их.
📊 Анкета для родителей
1. Ваше участие в жизни детского сада:
2. Какие виды деятельности вашего ребёнка вы поддерживаете:
🛑 Положения о противодействии коррупции
📖 Самообследование МБДОУ № 33
📁 Учредительные документы
🧠 Развитие аналитических навыков
Хотите воспитать внимательного читателя, который видит глубокий смысл?
- 1. Определить тему и основную идею текста.
- 2. Составить план, раскадровку или комикс по тексту.
- 3. Составить цепочку тезисов: самые важные факты и события.
- 4. Задавать заковыристые вопросы по тексту, на которые нельзя ответить однозначно.
👨👩👧 Советы родителям
1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел: пусть выполняет доступные ему задания.
2. Поощряйте инициативу: поддерживайте лидерские качества, но учите уважать других.
3. Не перехваливайте: поощряйте ребенка, когда он этого заслуживает.
4. Не провоцируйте ссоры: обращайте внимание на недружелюбные взгляды или обиды.
5. Не всегда вмешивайтесь в ссоры: дети учатся находить общий язык. Если один побеждает постоянно — вмешайтесь.
📜 Цитата педагога
📎 Дополнительные материалы
Тема «Любимые сказки»:
- Формировать интерес к художественным произведениям.
- Учить внимательно слушать, вступать в беседу по содержанию.
- Следить за развитием действия, сопереживать героям.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
⚠️ Опасности вокруг нас
Задачи:
- Формировать представления об опасных предметах.
- Обогащать опыт безопасного использования предметов.
- Познакомить с правилами поведения дома и в детском саду.
- Закреплять знания о безопасности.
- Воспитывать привычку соблюдать правила.
🎓 Образование воспитателя
- Средне-специальное: Профессионально-технический колледж №2, специальность «Оператор ЭВМ».
- Дополнительное образование: Донской педагогический колледж, диплом о профессиональной переподготовке «Воспитатель детей раннего и дошкольного возраста», 30.04.2017 г.
- Повышение квалификации: «ФГОС в дошкольном образовании», 24.12.2018 г.
- Повышение квалификации: «Содержание и технологии деятельности педагога», 14.09.2023 г.
Совет: Все рекомендации, задания и документы соответствуют ФГОС и СанПиН. За дополнительными материалами обращайтесь к администрации детского сада.
